Если задавались вопросом, сколько возможных состояний у кубика Рубика, ответ – 43 252 003 274 489 856 000. Еще более интересный факт: если бы вы взяли кубик Рубика в руки 14 млрд лет назад и начали совершать по одному повороту в секунду, то к настоящему времени едва ли увидели бы и 1% возможных состояний. Впрочем, сегодня рассказываем не о кубике Рубика.

А в каком количестве различных вариантов может сдаваться классическая колода на 52 карты? Удивит вас это или нет, но число начинается с восьмерки, за которой следует 67 нулей (если округлить).

История игральных карт началась очень и очень давно, а это значит, что говорить о ней можно долго. Мы же остановимся только на самых интересных, но не самых известных, эпизодах.


Где и когда все началось

А началось все в Китае две тысячи лет назад или около того. Пока об игральных картах речи не идет, но без бумаги их появление было бы невозможным. После изобретения бумаги китайцы долгое время держали формулу ее изготовления в секрете. Только во время битвы при Таласе в 751 году османское войско смогло захватить двух мастеров, которые знали формулу.

Затем формула распространилась по исламскому миру. Через 40 лет производство этого важнейшего достояния человеческой цивилизации наладили в Багдаде. До Европы знания добрались намного позже. Появление первой бумажной фабрики на европейской земле, а именно в Англии, датируется 1490 годом. В общем, с изобретением и распространением бумаги такие вещи, как бумажные деньги, газеты, книги и, конечно же, игральные карты, стали вопросом времени.

Большинство историков сходятся во мнении, что первые игральные карты придумали в Китае примерно в девятом веке. Однако ни одна колода не сохранилась, как и правила, по которым играли. В Европе карты появились намного позже, но стремительно разлетелись по всем направлениям, и карточные игры стали популярными среди всех кругов в Италии, Испании, Швейцарии и во Франции. Власти задались вопросом, как на это реагировать.

В 1461 году английский парламент издал закон, по которому играть в карты позволялось только двенадцать дней в Рождество и ни по какому больше случаю, однако в конце века, когда Церковь назвала игральные карты «дьявольской книгой картинок», их начали сжигать в кострах вместе с книгами, картинами и музыкальными инструментами. Тем не менее истребить игральные карты не удалось. Напротив, с появлением печатного станка их производство вышло на совершенно новый уровень.

В итоге в Европе поняли, что намного проще получать от карточных игр дополнительный доход, чем бороться с ними. В Англии колода карт стала продуктом, облагаемым налогом, и на пиковом тузе появился соответствующий символ. Как следствие, государство начало печатать пиковых тузов отдельно от остальной колоды, а подделка каралась законом.

Когда игральные карты узаконили в Европе, португальские торговцы завезли их в Японию. В 1633 году после закрытия японских границ для иностранцев под частичный запрет попали и карточные игры. Несмотря на запрет, японцы настойчиво продолжали производить новые колоды. Так продолжалось до эпохи императора Мэйдзи, когда запрет сняли и к игральным картам применили западный подход.


Как появился Jack

Дизайн игральных карт постоянно менялся. В разных странах масти обозначались по-разному: в Испании и Италии доминировали чаши, мечи, булавы и монеты, в то время как в Германии – сердца, желуди, листья и колокола. Наиболее похожий на современный вариант был во Франции, откуда пошли названия достоинств современных карт, а также французы печатали в красном и черном.

Где-то между 18 и 19 веками игральные карты утратили верх/низ и получили зеркальный вид. Исчезла проблема, что нижняя часть карты постоянно сминалась и царапалась, в то время как верхняя оставалась почти невредимой.

Примерно в то же время достоинства и масти начали печатать маленькими символами, после чего игроку стало достаточным увидеть край карты, чтобы понять, что перед ним за карта. Тогда появился валет как Jack, который раньше назывался Knave. При сокращении до K в колоде не могло оставаться одновременно короля King и валета Knave.

Рубашки и закругленные уголки появились только в середине 19 века, до этого внешнюю сторону карты просто оставляли белой.


Популярный бутерброд

Джон Монтегю – 4-й граф Сэндвич и Первый лорд Адмиралтейства – фанател от азартных игр и много времени проводил за картами в джентльменском клубе. Однажды он настолько увлекся процессом игры, что не нашел самообладания оторваться на обед, и попросил слугу принести ему кусок мяса между двумя ломтиками хлеба. Именно между ломтиками хлеба, чтобы не испачкать руки и, соответственно, карты. Соперники по игре последовали его примеру. Так появился популярный вид бутерброда.


65-карточная колода

В 30-е годы прошлого века группа крупнейших производителей игральных карт, включая лидера рынка United States Playing Card Company (USPCC), придумали довести количество карт в колоде до шестидесяти пяти, добавив одну масть. Причем разделились мнения, что это должна быть за масть: американцы предпочли зеленого орла, британцам приглянулся голубой ворон. Покупатели идею не оценили, и вскоре предприниматели вернулись к 52-карточной колоде.

В 21 веке игральные карты дали начало разным массовым сумасшествиям: стали появляться коллекционные карточки, бейсбольные карточки, карточки популярной медиафраншизы «Покемон» и тому подобное. Только в 2019 году карточек «Покемон» выпустили 28 млрд единиц.

Печально, но пик популярности игральных карт, похоже, давно позади и не вернется. В 1981 в Британии провели опрос, по итогам которого выяснилось, что британцы играют в карты в среднем два раза в неделю. Сегодня такое трудно представить. Да и ничего удивительного, ведь в мире появилось так много новых развлечений.

Тем не менее в некоторых странах карточные игры все еще остаются любимым времяпрепровождением. Например, в Индии, где каждый день продается от миллиона колод игральных карт.

Комментариев пока нет. Будь первым!
Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста или зарегистрируйтесь.