В 1999 году Дэвид Склански в своей знаменитой книге “Теория покера” познакомил мир с различными уровнями мышления в покере. Если вы не знакомы с этой концепцией, то вот краткое описание уровней мышления в покере, выделенных Склански:

  • Уровень 0: Меня не волнуют даже мои собственные карты
  • Уровень 1: Насколько сильна моя рука?
  • Уровень 2: Насколько сильна рука моего оппонента?
  • Уровень 3: Насколько сильную руку я имею в глазах оппонента?
  • Уровень 4: Что думает мой оппонент о том, что я думаю о силе его руки?
  • Уровень 5: Что думает мой оппонент о том, что я думаю о том, что он думает о силе моей руки?
  • Уровень 6+: И так далее

Поскольку в вышесказанное немного сложно вникнуть, имеет смысл заменять сложные формулировки простыми. Например, вместо “Уровень 3: Насколько сильную руку я имею в глазах оппонента?” мы можем сказать “Что я изображаю?” – это является более кратким способом выразить то, как оппонент воспринимает наш диапазон.

Таким образом, вышеуказанная градация уровней мышления упрощается до следующей:

  • Уровень 0: Меня даже не волнуют мои собственные карты
  • Уровень 1: Насколько сильна моя рука?
  • Уровень 2: Насколько сильна рука моего оппонента?
  • Уровень 3: Что я изображаю?
  • Уровень 4: Что изображает мой оппонент?
  • Уровень 5: Что оппонент думает о том, что я изображаю?
  • Уровень 6+: И так далее

Приведем несколько примеров действий за столом, которые попадают под эти категории, чтобы лучше понять их:

  • Уровень 0: Тот, кто пушит вслепую в каждой раздаче.
  • Уровень 1: Стратегия игры, при которой игрок “женится” на своей руке (хорошей или плохой).
  • Уровень 2: Игра в соответствии со стратегией фит-ор-фолда, основанная на непоколебимой вере в историю оппонента.
  • Уровень 3: Изощренный блеф, использующий для своего успеха неприятную для оппонента текстуру борда.
  • Уровень 4: Игра, при которой игрок “читает между строк” и успешно ловит блеф соперника.
  • Уровень 5: Когда Игрок А думает, что Игрок Б будет ожидать, что Игрок А будет блефовать, Игрок А совершает вэлью-бет вместо блефа.

Например, когда Игрок А блефует, используя в своих интересах страшную карту, которая улучшает его воспринимаемый диапазон, а не спектр Игрока Б, Игрок А размышляет на третьем уровне, потому что использует текстуру борда для изображения силы.

Если же Игрок А пытается блефовать на ривере лишь потому, что не может выиграть на шоудауне (то есть, его рука недостаточно сильна), то он размышляет на первом уровне.

Любопытно, что начинающий игрок, смотря на эти два примера, может решить, что Игрок А делает одно и то же в каждой ситуации (блефует), однако причины для этих двух блефов различаются кардинально.

Как мы увидим, это вовсе не случайно, поскольку эти уровни мышления обладают цикличностью. На самом деле, именно эта “цикличность” делает покер таким сложным и захватывающим.

Важно отметить, что при столкновении с игроком, мыслящим на первом уровне, мышление на третьем уровне принесет вам одни проблемы. Это может показаться парадоксальным, но в противостоянии один на один третий уровень мышления всегда проигрывает первому.

Иначе говоря, чтобы ваш тип мышления приносил вам прибыль, вы должны быть ровно на один уровень мышления выше своего оппонента.

Спиральный левелинг в играх

Спиральный левелинг играет огромную роль в играх. Пожалуй, самый классический пример этого – игра Камень-Ножницы-Бумага (КНБ).

Довольно известным фактом в КНБ является то, что большинство новичков предпочитает начинать игру с “камня”. Уже один этот факт создает очень любопытную динамику. Например, что должен делать Игрок А в каждом из следующих сценариев?

  • Уровень 2: Игрок А ожидает, что Игрок Б начнет с “камня”
  • Уровень 3: Игрок А ожидает, что Игрок Б ожидает, что Игрок А начнет с “камня”
  • Уровень 4: Игрок А ожидает, что Игрок Б ожидает, что Игрок А ожидает, что Игрок Б начнет с “камня”

Благодаря непродолжительным размышлениям мы приходим к следующим ответам на вышеобозначенный вопрос:

  • Уровень 2: Бумага
  • Уровень 3: Ножницы
  • Уровень 4: Камень

Например, на втором уровне Игрок А ожидает, что Игрок Б начнет с “камня”, что делает “бумагу” очевидной игрой для него. Далее, на третьем уровне, Игрок А предполагает, что Игрок Б осведомлен о том, что многие игроки начинают игру с “камня”, поэтому Игрок А начинает думать о том, что Игрок Б начнет с бумаги, чтобы побить “камень”. Это приводит Игрока А к варианту “ножницы”.

Аналогично, на четвертом уровне Игрок А думает, что Игрок Б ожидает от Игрока А нападения на очевидную стратегию начинать игру с “камня”. Другими словами, Игрок Б ожидает от Игрока А “бумагу”, поэтому он будет начинать с “ножниц”. Если это так, Игрок А должен начинать с “камня”, тем самым завершая полный круг возможных вариантов. И так далее…

Но что произойдет, если, скажем, Игрок А думает на 3 уровне мышления, но Игрок Б является неискушенным игроком в КНБ, который попросту всегда начинает с “бумаги” (уровень 1), как большинство других людей? Ответ прост, “ножницы” Игрока А проиграют очевидной тенденции Игрока Б начинать с “камня”. По сути, Игрок А залевелил сам себя, тем самым нанеся себе ущерб.

Еще раз, первый уровень всегда побеждает у третьего. Обратите внимание, что если бы Игрок А размышлял лишь на один уровень выше, чем Игрок Б (а именно на втором уровне), то он бы выбрал “бумагу” и одержал бы победу.

На один уровень выше, ни больше ни меньше

Ключевым моментом здесь является то, что не имеет значения, насколько высоко вы находитесь в спирали левелинга. Все, что имеет значение, это относительная позиция вашего оппонента на круге левелинга. “Камень” бьет “ножницы” независимо от того, насколько продвинутым является мыслительный процесс Игрока А.

Понимание стратегии наших соперников полезно, потому что оно помогает нам переиграть их, размышляя об игре ровно на один уровень выше, чем они. Если Игрок А размышляет на уровень ниже, чем Игрок Б, то он сразу же проигрывает ему; если Игрок А размышляет на уровень выше Игрока Б, то он моментально выходит победителем из их противостояния. Между уровнями мышления очень тонкая грань.

Связь с покером

Почему все это имеет значение для таких игроков, как Игрок А? Есть несколько причин.

Начнем с того, что спираль левелинга определяет фундаментальный принцип игры в покер, так же, как и в более простой игре, такой как Камень-Ножницы-Бумага.

Более того, именно спираль левелинга лежит в основе того, что делает покер прежде всего игрой мастерства, а не удачи. Грамотное прогнозирование того, как, скорее всего, будут вести себя ваши оппоненты, делает вас победителем. Другими словами, спираль левелинга является краеугольным камнем большинства выигрышных стратегий. Понимание того, как устроена спираль и как следует ее использовать, отличает профессионального игрока от рекреационного.

Пример раздачи

Предположим, что Игрок А и Игрок Б участвуют в живой игре $5/$10 при эффективном размере стека в $1,000. Игрок А открывается с BTN до $30 с 7 6, а лузовый и пассивный Игрок Б коллирует на BB.

Как и большинство лузовых и пассивных игроков, Игрок Б размышляет на первом уровне, а именно – в первую очередь заботится о своей руке, а не о чьей-либо еще. Игрок А, напротив, является думающим игроком, который принимает во внимание как позиции за столом, так и текстуры борда.

На флоп приходят A 5 4, и Игрок Б чекает. Игрок А решает поставить $45 в банк $65, имея ОЕСД и бэкдорное флаш-дро. Игрок Б делает довольно быстрый колл. На терн ложится J, закрывая возможное флаш-дро, и Игрок Б снова чекает. Игрок А решает поставить $120, чтобы изобразить флаш и выбить из банка любые слабые пары. После долгих раздумий Игрок Б решает сделать колл.

Ривер – 7, и Игрок Б снова чекает. Не теряя ни секунды, бесстрашный Игрок А ставит $300 в банк размером почти что $400. Игрок Б снова тратит продолжительное время на раздумья, а затем делает колл с A 2 и выигрывает раздачу с топ парой без кикера!

Что именно произошло в этой раздаче? Учитывая экшен, на первый взгляд может показаться, что Игрок Б сделал довольно ужасный колл со своим чистым блеф-кетчером.

Блефуя, Игрок А пытался “продать” то, что он считает довольно правдоподобной историей о силе своей руки. Другими словами, Игрок А размышляет на третьем уровне (“Что я изображаю?”). Проблема в том, что Игрок Б – не Игрок А, и он не обязательно знает, что делает Игрок А, и при этом не обращает внимания на историю, которая разворачивается на его глазах.

Игрок Б может подумать: “У меня есть пара тузов!” словно это единственное, что имеет значение в раздаче. Это типичный пример мышления на первом уровне. И, как мы видели ранее, этот скудный уровень мышления полностью уничтожает третий уровень.

Что Игрок А мог сделать иначе против такого типа игрока?

Ответ довольно просто: Игрок А должен был действовать на втором уровне. Другими словами, Игрок А должен был попытаться установить, нравится ли Игроку Б его рука или нет. Если Игроку Б нравится его рука (даже отдаленно), то Игроку А следует избегать большинства блефов, отдавая предпочтение ставкам на тонкое вэлью.

Если Игрок Б достаточно лузов, чтобы дать экшен Игроку А с топ парой без кикера на столь мокрой текстуре доски, то огромное количество маргинальных рук спектра Игрока А превращается в чистые вэлью-беты.

Конечно, это возможно лишь в том случае, если Игрок А достаточно сообразителен и терпелив, чтобы ждать хороших рук, а затем совершать прямолинейные вэлью-беты. Это проще сказать, чем сделать.

От некоторых начинающих игроков, которые испытывают сложности с преодолением низких лимитов, можно слышать что-то вроде: “Я хочу подняться по лимитам, чтобы соперники начали уважать мои рейзы!”. Если копнуть глубже, то такого рода утверждения говорят лишь о том, что игрок не умеет адаптироваться к игре своих оппонентов. Другими словами, любой дискомфорт при игре с лузово-пассивными игроками (телефонами) выявляет неспособность Хиро совершать тонкие вэлью-беты и большие фолды, а без этих навыков он не сможет успешно играть на более высоких лимитах.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы оставаться в курсе всех последних новостей из мира покера, первым узнавать о новых публикациях по стратегии покера, лучших предложениях покер-румов и участвовать в разнообразных акциях с розыгрышем призов.

Комментариев пока нет. Будь первым!
Чтобы оставлять комментарии, пожалуйста или зарегистрируйтесь.